Термин
«шелкография» состоит из двух корней: "шелко" и "графия" (с греческого:
grafe - писание, изображение; seri - шелк). Это говорит о том, что
происхождение термина относится к работе, связанной с декорированием
какой-либо продукции с помощью шелка.
Согласно нескольким
гипотезам, шелкография возникла в Китае. Данная гипотеза основана на
факте начала производства шелка в Китае за целых 12 столетий до
Рождества Христова.
Согласно же историческим фактам, шелкография
возникла недалеко от Средиземного моря, в области между Месопотамией и
Финикией. В исторической летописи указывается, что хранителями
шелкографии, которая в то время рассматривалась как отдельное искусство,
были финикийцы.
Этот небольшой семитский народ, живший в
Финикии ( территория современного Ливана в восточной части Средиземного
моря) между XIII и III веками до новой эры , слыли одними из великих
мореплавателей античности. Финикийцы ходили за Гибралтарский пролив до
Канарских островов, до Великобритании, плавали по всему бассейну
Средиземного моря. Занимаясь торговлей и используя прибрежные города как
порты для экспорта товара не только собственного производства, но и
товаров, привезенных из морских путешествий в дальние страны.
Финикийцы
добывали из секрета железы моллюсков пурпур - красное вещество для
окрашивания тканей. Это вещество сравнимо с пигментом, который впервые
они стали использовать для окраски своих одежд. Перейдя от простой
окраски тканей к повторяющейся набивки, финикийцы тем самым смогли
пользовать этот метод для получения дешевых промышленных изделий,
которые повсеместно широко продавались и вывозились в другие страны для
обмена.
Археологические находки и исторические исследования
указывают на то, что финикийцы нашли способ воспроизводить рисунки (в то
время только на ткани) с помощью технологий, представляющих собой
систему "повторения изображения".
Улучшение метода произошло
примерно в 1185-1333 гг., в городе Камакура , являющегося в то время
столицей Японии (ныне остров Нипон). В Камакура тогда процветали все
виды искусства, включая и печать. Декорировались доспехи самураев и
украшения для коней. Использовался не только трафаретный метод, но
декорирование также производилось с помощью гениального нововведения.
Так как резерв изображения, полученного путем вырезания материала, не
держал весь рисунок вместе, изображение вырезалось и наклеивалось на
своеобразную сетку, состоящую из специальных нитей, сделанных из
человеческих волос, которые были натянуты на деревянную рамку. Это
гениальное изобретение позволяло держать изображение едино во всех его
частях, а присутствие тонких волос становилось незаметным, когда
смоченный пигментом тампон прижимался к декорированной ткани.
Широкое
распространение данного вида печати наблюдалось в средние века в
Европе, главным образом в Англии и Франции. Большое развитие и
распространение этого метода пришлось на конец ХVIII века, когда,
примерно в 1750 году, Жанн Папильон начал выпускать обои данным методом,
получившим название Pochoir.
В это же время искусство
шелкографии распространилось практически во всех странах мира. Но самым
широким спросом шелкография пользовалась в Америке, где с помощью этого
метода декорировали металлические изделия, мебель, стены, и ткани.
Большой
прорыв вперед произошел уже в ХХ веке, когда в 1907 году некий Саймон
из Манчестера запатентовал процесс трафаретной печати через шелковую
ткань. Данный вид трафаретной печати гарантировал более высокую
устойчивость к натяжению, большую стабильность размеров, а также
использование резиновых валиков (позже - резиновых ракелей) для
нанесения краски. Изобретение получило название SILK SCREEN PRINTING
(англ. - печатание шелковым ситом).
С того времени и по сей
день, методом шелкографии стали печатать подложки любого вида - от
тканей до постеров, от открыток до этикеток, вплоть до номерных знаков
для автомобилей!